Обязанности управляющей компании

В результате реформирования системы ЖКХ в России место государственных ЖЭКов заняли управляющие компании, и если раньше управление осуществлялось исключительно государственными органами, то сегодня оно передано коммерческим структурам. Действующее жилищное законодательство предоставляет жильцам возможность самостоятельного выбора способа управления домом.


Способы самоуправления

Жилищный кодекс предусматривает, что владельцы жилья вправе выбрать один из следующих способов управления:

  • самостоятельное управление, путем учреждения товарищества жильцов (ТСЖ);
  • делегирование прав и обязанностей по управлению домом управляющей компании (УК).

В случае выбора второго способа самоуправления, жильцы выбирают управляющую компанию путем голосования на всеобщем собрании.

Обязанности управляющей компании

Основные обязанности управляющей компании многоквартирных домов условно можно разделить на две группы:

  • выполнение ремонтных работ и проведение диагностики состояния дома и его оборудования;
  • оказание организационных услуг.

К первой группе обязанностей можно отнести следующие действия:

  • контроль за пожарной и иной безопасностью дома и его жильцов;
  • поддержание внешнего облика дома;
  • периодическая ревизия имущества дома;
  • выполнение ежегодной диагностики состояния сетей водо- и теплоснабжения, электросетей;
  • текущий и капитальный ремонт имущества дома, его коммуникаций;
  • контроль над соблюдением жильцами дома требований пожарной безопасности;
  • уборка двора дома и его подъездов;
  • своевременный и регулярный вывоз мусора (ТБО) либо контроль над вывозом мусора сторонним организациями;
  • контроль над состоянием и правильным функционированием общедомовых приборов учета (счетчиков);
  • разработка и воплощение программ по энергосбережению.

Оказание организационных услуг подразумевает под собой:

  • сбор и накопление денежных средств, полученных в качестве ежемесячной платы от жильцов, и выплата таких денежных средств поставщикам материалов и услуг;
  • мониторинг возникновения задолженностей по оплате коммунальных услуг у жильцов, споры с должниками;
  • сотрудничество со сторонним предприятиями, поставщиками: поиск поставщиков, заключение с ними договоров, контроль над качеством полученных от поставщиков материалов и услуг;
  • хранение общедомовой документации, предоставление ее копий, выписок и справок жильцам в установленном законом порядке;
  • проведение собраний с жильцами дома.

Общедомовые сборы

Общие собрания жильцов дома проводятся с регулярностью не меньшей, чем одно собрание в год. На таком собрании представители управляющей компании озвучивают результаты выполненной работы, отчитываются о тратах и устанавливают размер оплаты за содержание дома. Такая плата должна быть не менее установленной законом нормы — либо равняться ей, либо быть больше. Существует правило, согласно которому плата за содержание дома устанавливается на уровне муниципальной нормы в случае, если размер тарифа не был определен на общем собрании жильцов и представителей управляющей компании.

Понимание того, как работает управляющая компания, и знание обязанностей управляющей компании помогают жильцам строить диалог с ее представителями более конструктивно; четкое осознание сторонами своих прав и обязанностей минимизирует возможность возникновения разногласий между ними.